Скачайте бесплатную подборку самых полезных в 2022 году материалов по корпоративному праву для юристов и директоров АО и ПАО
  1. Полный перечень основных постоянных обязанностей АО
  2. Образец составления карты обязанностей АО
  3. Шаблон протокола годового общего собрания акционеров
  4. Шаблон бюллетеня на голосовании на годовом общем собрании акционеров
  5. Шаблон заполненного списка аффилированных лиц АО
X

Криптовалюта в ожидании законодательства

Современный мир наполнен различными цифровыми технологиями и автоматизированными процессами, в котором «привычные деньги» меняются на криптоватюту, производство «денежной массы» центральными банками разных стран меняется на майнинг, привычный кошелек и чеки — на блокчейн. К развитию данной сферы появляется всеобщий интерес, поскольку все большее количество людей взаимодействует с «новым способом платежа». Аналитики платёжной платформы Triple привели данные по итогам 2020 года, согласно которым Россия занимает 2-е место по части населения, имеющего криптовалюту. По полученным данным, количество пользователей биткоинов и иных цифровых валют к концу 2020 года составляло 17,4 млн в России (11,9% от всего населения). В связи с этим возникает необходимость в законодательном регулировании этой отрасли.

В Российской Федерации данный вопрос поднимается все чаще, а принятие законодательных актов, регулирующих криптовалюту и цифровые транзакции, становится необходимостью.

С 1 января 2021 года вступил в силу федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который содержит определения основных понятий и является нормативной основой для отрасли криптовалют, однако не отражает в полной мере их сущность, условия использования и иные значимые положения, так как основной упор в законе сделан на возможности осуществления инвестиций классическим способом через инструмент акций, облигаций и займов, но через новый инструмент — инвестиционные платформы. Закон содержит определение цифровой валюты, что относится к биткоину и иным монетам, выпущенным на блокчейне:

«Совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе… в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных…».

Таким образом, криптовалюты не относятся к цифровым финансовым активам, что позволяет не соблюдать какие-либо дополнительные условия при приобретении криптовалюты, так как это не предусматривается законом.

Миллиардер Олег Дерипаска призвал Банк России всерьез заняться регулированием рынка криптовалют, как делают США. Это было обосновано тем, что регулятор на данный момент не воспринимает всерьез криптовалюту:

«Пока наш ЦБ инфантильно закрывает глаза на растущий рынок криптовалют, Минфин США инвестирует в развитие именно в этом направлении. За океаном уже давно поняли, что неподконтрольные цифровые платежи способны не только свести на нет эффективность всего механизма экономических санкций, на который власти делают ставку уже 20 лет подряд, но и обрушить доллар в целом».

Необходимость регулирования рынка криптовалют обуславливается существующими рисками, возникающими как при обращении, так и при использовании:

  1. отсутствие единого эмитента у криптовалюты: любой участник может выпустить новую форму виртуальной валюты, сохраняя свою анонимность;
  2. незащищённость прав потребителей валюты: большое количество сделок осуществляется в интернете, при этом не попадая под законодательное регулирование;
  3. анонимность даже в случае транзакций с существующей криптовалютой, а не новой (по данным ЦБ РФ, криптовалюта используется для сокрытия денежных транзакций);
  4. функционирование рынка криптовалют на международном уровне позволяет участникам выводить средства, которые заработаны в одной стране, в юрисдикцию другого без декларации реальной величины дохода, что приводит к уклонению от налогов;
  5. высокая волатильность криптовалюты увеличивает риски финансовых потерь у всех участников;
  6. риски некорректного доначисления налогов у всех участников транзакции или, наоборот, уклонение от их уплаты недобросовестными участниками рынка.

Согласно новому закону, владельцы криптовалюты должны декларировать ее и сообщать о проведенных операциях в налоговый орган. В связи с этим требовать защиты в суде своих прав владельцы могут только в случае декларирования криптовалюты. Для госслужащих и сотрудников госкорпораций действуют особые правила: наравне с другими активами эти категории граждан обязаны указывать криптовалюту в своих декларациях о доходах. Если чиновник не отразит в декларации имеющийся цифровой актив в распоряжении, правоохранительные органы расценят это как сокрытие преступного дохода и начнут проверку.

Что же касается регулирования со стороны налогов, то Налоговый кодекс в настоящее время не содержит особенностей расчета и уплаты налогов от доходов, которые получены при проведении операций с криптовалютами. Однако в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект, который вносит изменения в части первую и вторую НК РФ. Согласно этим потенциальным нововведениям, предполагается облагать налогом доход (прибыль), который был получен в результате операций по обороту криптовалюты. Очень спорным и неурегулированным остается вопрос с налогом на добавленную стоимость.

Также налогоплательщики обязаны уведомлять налоговую инспекцию о праве собственноручно (самостоятельно) или благодаря третьим лицам распоряжаться криптовалютой, рыночная стоимость которой эквивалентна 600 тыс. рублей и более. Это необходимо сделать не позднее 30 апреля следующего года. За несоблюдение установленных норм предполагается установление штрафа в размере 10% либо от суммы приобретения, либо от суммы продажи, смотря какая из них будет больше.

Система, на базе которой генерируются криптовалюты, — блокчейн — является в большинстве случаев анонимной. Регулятор никак не сможет контролировать оборот криптовалюты, если налогоплательщик не пользуется услугами систем-посредников, криптобирж и мощности третьих лиц.

Все предложенные законодательные новеллы направлены на контроль за оборотом криптовалюты физических лиц, совокупная доля которых на рынке незначительна. К сожалению, не учитывается важная проблема — пресечение нарушений со стороны крупных «игроков», которые без услуг посредников своими мощностями могут принимать участие в обороте криптовалют. Данная «нормативная лазейка» предоставляет возможность крупным компаниям, имеющим в своем распоряжении цифровые активы, уклоняться от налогов благодаря занижению прибыли посредством закупки криптовалюты по завышенной стоимости.

На сегодняшний день технические возможности позволяют на основе «блокчейна» запускать неограниченное количество видов необеспеченной криптовалюты. При этом законодательно не обозначены общепризнанные централизованные торговые площадки, на которых происходит оборот криптовалюты. Исходя из этого, в дальнейшем невозможно установить реальную стоимость активов, поэтому регулятору невозможно определить налоговую базу.

Несмотря на большое количество противоречивых суждений в законопроекте, позиция Минфина России проста: с 2022 года при получении дохода от операций с криптовалютой необходимо заплатить налог в государственную казну. Но остается очень много вопросов:

  • какой именно налог и в каком объеме обязан заплатить владелец криптовалюты или человек, совершивший транзакцию с помощью нее;
  • каким образом налоговый орган будет отслеживать наличие криптовалюты у физических и юридических лиц;
  • как будет рассчитываться налоговая база;
  • будут ли доначисления; если да, то каким образом будут осуществляться.

Таким образом, существующую нормативно-правовую базу, регулирующую оборот криптовалюты, необходимо совершенствовать, поскольку она далека от идеала и содержит в себе ряд недостатков. В этой области следует провести качественную законотворческую деятельность для того, чтобы выстроить полноценную систему законов и подзаконных актов, которые будут регулировать оборот криптовалюты на территории Российской Федерации.

Автор

Сергей Урескул

Основатель и руководитель акционерного общества «Институт Корпоративных Технологий»

x

Спасибо за Ваше обращение

Специалист по раскрытию информации в Федресурсе свяжется с Вами в течение 7 минут в рабочее время, либо в 9:00 по МСК на следующий рабочий день. Размещение необходимого Вам сообщения будет произведено после звонка специалиста и расчета стоимости в течение 2 часов.

Время работы сервиса:
Пн-Пт, с 9:00 до 18:00 по МСК

x

Спасибо за Ваше обращение

Специалист по корпоративному праву скоро свяжется с Вами.

Время работы сервиса:
Пн-Пт, с 9:00 до 18:00 по МСК