Скачайте бесплатную подборку самых полезных в 2022 году материалов по корпоративному праву для юристов и директоров АО и ПАО
  1. Полный перечень основных постоянных обязанностей АО
  2. Образец составления карты обязанностей АО
  3. Шаблон протокола годового общего собрания акционеров
  4. Шаблон бюллетеня на голосовании на годовом общем собрании акционеров
  5. Шаблон заполненного списка аффилированных лиц АО
X

Налоговые органы ужесточают контроль над юридическими лицами с 1 сентября 2016 года

Автор

Сергей Сорокин

Сергей Сорокин

заместитель генерального директора АО «ИКТ» по экономике и финансам

И вот в начале августа 2016 года с целью совершенствования правового регулирования вопросов проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, Федеральной налоговой службой были изданы два письма № ГД-4-14/14126, № ГД-4-14/14127, которые определяют, в том числе, критерии формирования списков юридических лиц (далее также — ЮЛ), подлежащих проверке. Проверки, согласно письмам, обозначенным выше, будут проводиться в отношении предприятий, зарегистрированных до и после 1 августа 2016 г. с незначительными различиями.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации было поручено в срок до 1 сентября 2016 года проведение мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в отношении организаций, зарегистрированных до 1 августа 2016 года (см. подробнее Письмо от 3 августа 2016 г. № ГД-4-14/14127@), а именно:

  • изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем[2],
  • получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки,
  • получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки,
  • проведение осмотра объектов недвижимости,
  • привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Эти же мероприятия указаны и в письме налоговой службы от 3 августа 2016 г. № ГД-4-14/14126@ для организаций, зарегистрированных после 1 августа 2016 года.

Какие же критерии недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установила налоговая служба?

Налоговыми органами будут осуществляться мероприятия по проверке сведений, включенных в ЕГРЮЛ, признаком недостоверности которых является следующее (в скобках обозначены количественные показатели для ЮЛ, зарегистрированных до и после 1 августа 2016 года соответственно):

  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц (более чем в 50 ЮЛ/ более чем в 5 ЮЛ);
  • управляющая организация выступает в качестве таковой в значительном количестве иных юридических лиц (более чем в 50 ЮЛ/ более чем в 20 ЮЛ);
  • участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц (более чем в 50 ЮЛ/ более чем в 10 ЮЛ);
  • адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц (более чем в 50 ЮЛ/ более чем в 10 ЮЛ);
  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек[3];
  • в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.

Если в результате проведения проверки будет установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Получив от налоговой инспекции вышеуказанное уведомление о предоставлении достоверных сведений, ЮЛ необходимо обратиться в регистрирующий орган с заявлением установленной формы и внести изменения в ЕГРЮЛ. Для чего необходимо заполнить форму № Р14001 и представить ее в регистрирующий орган в соответствии с порядком, установленным законодательством о государственной регистрации юридических лиц, если изменения не затрагивают устав, или использовать бланк № Р13001, если компания меняет данные, которые есть в уставе.

В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

Отметим, что ни Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ,  ни Приказ от 11.02.2016 г. № ММВ-7-14/72@ не определяют порядок аннулирования записи о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в нем[4]. Поэтому, такая запись может существенно навредить имиджу компании, порождает риск потерять прежних контрагентов или лишиться новых контрактов.

Кроме того, в зависимости от того, где появилась отметка о недостоверности — в сведениях о компании или контрагенте, — налоговыми органами выдвигаются следующие взыскания:

  • в первом случае директора компании штрафуют за представление в регистрирующий орган недостоверных данных, максимальный штраф при этом составляет 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
  • если же отметка ставится по контрагенту, при проверке компании налоговики могут снять расходы и вычеты НДС по сделкам с этой организацией, если признают ее недобросовестным контрагентом.

Не стоит также забывать о том, что работа по выявлению юридических лиц, обладающих определенными ФНС России признаками недостоверности сведений о них, будет проводиться постоянно. Так сведения о результатах проведенных мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, представляются ежемесячно, начиная с сентября 2016 года.

Подводя итог, хотелось бы рекомендовать юридическим лицам не реже одного раза в месяц запрашивать у регистрирующего органа выписку из ЕГРЮЛ. Потому как есть случаи, когда отметка о недостоверности вносится в ЕГРЮЛ без уведомления ЮЛ[5], что может, как мы отмечали выше, повлиять на деловую репутацию компании.


[1] Приказ ФНС России от 11.02.2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц», вступил в силу 05.06.2016 г.

[2] Одним из оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений (см. Приказ ФНС России от 11.02.2016 г. № ММВ-7-14/72@).

[3] В соответствии с Приказом ФНС России от 17.02.2014 г. № ММВ-7-7/53@ «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы» формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляет Федеральная налоговая служба. Реестр дисквалифицированных лиц является общедоступным, и самостоятельно ознакомиться со сведениями из него можно по адресу: https://service.nalog.ru/disqualified.do или в форме выписки (или справки), представляемой налоговым органом, уплатив при этом соответствующую пошлину.

[4] Законом о государственной регистрации № 129-ФЗ установлен заявительный порядок регистрации, в нем отсутствуют нормы, предписывающие проведение регистрационных действий самостоятельно регистрирующим органом.

[5] Например, внесение сведений в ЕГРЮЛ на основании судебного решения о недостоверности адреса юридического лица

x

Спасибо за Ваше обращение

Специалист по раскрытию информации в Федресурсе свяжется с Вами в течение 7 минут в рабочее время, либо в 9:00 по МСК на следующий рабочий день. Размещение необходимого Вам сообщения будет произведено после звонка специалиста и расчета стоимости в течение 2 часов.

Время работы сервиса:
Пн-Пт, с 9:00 до 18:00 по МСК

x

Спасибо за Ваше обращение

Специалист по корпоративному праву скоро свяжется с Вами.

Время работы сервиса:
Пн-Пт, с 9:00 до 18:00 по МСК